Роль наместника Кавказа Воронцова в формировании архитектуры КМВ

К середине ХIХ века происходят существенные сдвиги в обустройстве курортных местностей в регионе Кавказских Минеральных Вод (КМВ – Кавминводы). Возводившиеся известные галереи при основных целебных источниках сыграли свою решающую роль в развитии уникального региона Российской империи. Построенные архитектором С.И. Уптоном галереи в Пятигорске, Ессентуках и в Кисловодске представляют не только культурно-исторических интерес, но и, безусловно, архитектуроведческий.

 В наступившую новую эпоху, связанную с именем известного государственного деятеля графа (в последующем Светлейший князь) М.С. Воронцова, назначенного Наместником всего Кавказа в конце 1844 года, создается «качественно новая и всеобъемлющая по маневренности система управления» Кавминводами. Этот факт далеко не всегда в должной мере отражался в различных публикациях. Архитектором в составе новообразованной Дирекции курортного региона становится Самуил Иванович Уптон, сын инженера Джона Уптона, с которыми, как известно, М.С. Воронцов был знаком еще по Крыму и Малороссии. К числу важнейших сооружений, которые возвел Самуил Иванович в 1846 – 1858 годах на Кавминводах, были, прежде всего, его галереи.

 Появление галерей невозможно рассматривать вне тех политических реалий, которые предшествовали упомянутому назначению Воронцова. К концу 1839 года был образован Комитет по обустройству Закавказского края. Как устанавливают исследователи, Главное управление Закавказским краем должно было учитывать потребности и обычаи местного населения и утвердить среди народов Кавказа «непоколебимую преданность Престолу и властям, им поставленным». Ситуация складывалась действительно не простая. Именно в этой связи в конце 1844 года на Кавказ с чрезвычайными полномочиями был назначен Наместником всего края Михаил Семенович Воронцов. Административный талант и военный опыт делали его в глазах императора Николая 1 подходящей фигурой на столь важную должность. Возвратившись из Санкт-Петербурга в Одессу и передав управление Новороссийским краем другому должностному лицу, Воронцов отправился в 1945 году в Тифлис к месту своего нового назначения.

 В период наместничества Воронцова, имевшего опыт работы в таком уникальном регионе как Крым, осознание государственной значимости курортов Кавказских Минеральных Вод стало только возрастать. Примечательно, что и идеи дальнейшего обустройства курортов доводились им и до управленцев Петербурга. Он добился передачи управления над искомым регионом от Министерства внутренних дел в свое ведение. Воронцовым была утверждена новая Дирекция на Кавминводах, состоящая из трех основных частей: распорядительной, строительной и медицинской. Единым управляющим был генерал. Во главе строительного отделения Воронцовым был назначен архитектор С.И. Уптон. Строительная деятельность на Кавминводах, несмотря на различные трудности и ограничения, начинала принимать невиданный до того размах. Благоустраивались различные участки вблизи источников этого края: в Пятигорске (центре Управления), Кисловодске, Ессентуках и в Железноводске. Но особенные мероприятия были связаны со строительством л е ч е б н ы х галерей при источниках минеральных вод, которые служили также и своего рода «вок-залами» при полном их отсутствии на курортах в те отдаленные от нас времена.

 Первые галереи были построены Уптоном в 1846 – 1848 годах в деревянных конструкциях: одна из них над одним из Михайловских источников в Пятигорске, другая строилась в Железноводске, которая не сохранилась. Михайловская расположилась на возвышенности над Пятигорском у подножья горы Машук на месте обветшалой, как устанавливают исследователи, беседки. Как писал еще Ф.А. Баталин к 60-му году Х1Х века, возведена она «в роде мавританского дворца» (!?), и вместе «с побочными зданиями» составляет одно целое. Протяженная оштукатуренная постройка с анфиладой трех основных пространств отличалась и «по легкости» и по «изящности»… Данная галерея уцелела в перестроенном виде с выстроенной в ХХ1 веке решетчатой оградой перед ее главным входом, разрушая былые пространственные связи с Михайловским садом и с далями курорта, перед ней раскрывавшимися.

 Другая галерея С.И. Уптона, построенная уже в камне над Елизаветинскими источниками, отвечает более сложным архитектурно-пространственным задачам. Именно эта монументальная постройка закладывала основы для пространственного развития будущего Пятигорска, замыкая основную его ось с бульваром – Цветником и даже Царской улицей. Галерея покоряет сдержанностью построения ее форм, пять центральных арок которой демонстрируют красоту строго очерченных и ничем неперегруженных полукружий. Елизаветинскую галерею в советское время к юбилею Академии наук переименовали в Академическую.

 Следующую галерею, построенную Уптоном в середине XIX в., старались подготовить к открытию сезона в Ессентуках у 17-го источника. Она дорабатывалась и просуществовала в своем оригинальном виде всего пол столетия. В начале нового века в соответствии с интересами скоротечной коммерциализации отношение к старым постройкам стало меняться и прямо к главному фасаду галереи у 17 –го источника с ее неповторимой аркадой пристроили сооружение. Инициаторам «расширения» галереи источника было «позволено» к 100-летнему юбилею Кавминвод (к 1903 году) пристроить временный летний театр. «Временное» сооружение так и осталось существовать, потянув за собой различные реконструкции и, разрушив тем самым произведение архитектуры Уптона. Облицованные мрамором новые интерьеры галереи с уцелевшими только боковыми флангами формируют ныне искаженные представления о этом значительном памятнике курортной архитектуры середины Х1Х века.

 Следующая авторская работа архитектора Уптона представлена уже крупнейшей среди всех галерей, которую начали возводить в 1848 году и строили лет десять. Ее главная особенность состоит в неординарности всего планировочного и объемного решения.

Галерея Нарзана (как ее именовали в прошлом) относится к первому капитальному гражданскому сооружению на Кислых Водах, закрепившему основную планировочную и пространственную ось знаменитого курорта. На сто двадцать метров с лишним протянулось эта необычная постройка с севера на юг, в южную часть которой с открытыми большими проемами вошел заново отстроенный Уптоном колодец знаменитого шипящего в те годы Нарзана. Противоположная сторона этого вытянутого строения завершена массивным в виде некоего замка объемом, в котором разместились несохранившиеся ныне помещения лечебно-профилактического характера (ванны, бассейны и другие).

 С течением времени, как показали исследования, первоначальные части и контуры в определенных отсеках большого сооружения стали подвергаться реконструкциям, приведшим к изменениям первоначального облика некоторых форм, особенно с южной стороны.

 Наряду с возводившимися в середине Х1Х в. галереями, в изучение которых внесли свой заметный вклад различные специалисты (С.Н. Савенко, С.В. Боглачев, Е.И. Зайцева, С.С. Лузин, и др.), важную роль в формировании курортной архитектуры на ее ранней стадии сыграли и мероприятия по благоустройству участков и территорий вблизи искомых объектов вместе примыкающими к ним лечебными парками. Тем самым, уже в середине Х1Х в. реализовывались те первые шаги в развитии курортной среды, в которых прослеживаются элементы и так называемого комплексного подхода при освоении курортной местности. Именно с участием Воронцова осуществляется благоустройство означенных территорий на всех группах Кавказских Минеральных Вод. Особенно наглядно это проявилось, например, в Кисловодске, где под его контролем укрепляются берега речки Ольховки, в ненастье затопляющей местность и вблизи источника Нарзан. Получает дальнейшее развитие казенный парк, благоустраивается Тополевая аллея (ныне Курортный бульвар), а также и тот знаменитый сквер, в сторону которого раскрыты были некогда во всю ширь многочисленные проемы кисловодской галереи.

 Исследования показывают, что и архитектура открытых галерей, отражавшая, прежде всего лечебные функции этих возведенных при Воронцове объектов, связанных с приемом и применением минеральных вод (по предписаниям врачей вместе с режимом прогулок и отдыха), и вся окружающая их местность с терренкурами и другими постройками ориентированы были на одну важную цель – на выздоровление человека. Тем самым, и все вопросы преемственности исторического наследия должны решаться с учетом особенностей данного опыта строительной деятельности на курортах, с учетом сохранности тех важных объектов наследия курортной архитектуры в нашем отечестве, о которых речь шла выше.

 Академик народного искусства,
кандидат архитектуры
Сергей Маилов.

Загрузка...

Предыдущая запись

Следующая запись

Оставьте комментарий