Плюсы и минусы бизнеса по франшизе
На первый взгляд, бизнес по франшизе имеет сплошные плюсы. Франчайзи достается готовая бизнес-модель, на деле доказавшая свою эффективность. Все, что требуется от предпринимателя, — стартовый капитал и готовность следовать условиям договора. Однако вложения в покупку франшизы не всегда окупаются, а бывшие франчайзи разочаровываются в подобной модели работы. Рассмотрим аспекты франчайзинга подробнее.
Преимущества покупки франшиз
Высокий спрос на покупку готовых франшиз доказывает, что бизнес по лицензии от франчайзера может быть выгоден обеим сторонам. Среди основных преимуществ такого вида предпринимательства можно выделить следующие:
Возможность спрогнозировать затраты
В отличие от случаев, когда бизнес открывается с нуля, во франшизах затраты заранее просчитаны. Потенциальный франчайзи узнает точную цифру еще до подписания договора о сотрудничестве.
Узнаваемость бренда
Глобальные бренды находятся в центре внимания потребителей. Нет необходимости вкладывать значительные средства в рекламу, чтобы завоевать доверие и вызвать интерес потенциальных клиентов. Узнав о том, что в городе открывается заведение знаменитого бренда, люди сами захотят в него заглянуть.
Юридическая поддержка и консультации
Открытие бизнеса по франшизе похоже на приготовление блюда по подробному рецепту. Франчайзи получает не только инструкции, но и возможность обратиться к франчайзеру за консультацией. Франчайзер заинтересован в том, чтобы франчайзи преуспел, поэтому специалисты «большого брата» всегда готовы оказать помощь в самых разных аспектах ведения бизнеса. Но не все бывает порой так гладко, как вам могут преподносить.
Возможность использовать чужой опыт
Бизнес по франшизе имеет свои особенности в каждой стране и в каждом регионе. Успешный франчайзер обязательно следит за работой своих франчайзи. Накопленный опыт позволяет находить ответы на любые вопросы новичков.
Скидки от поставщиков
Мелкий бизнес не может рассчитывать на привилегии крупных компаний. Поставщики продукции всегда более лояльно относятся к оптовым покупателям. Благодаря этому франчайзи имеет возможность получать продукции по более выгодной цене, чем конкуренты.
Работа по франшизе успешной компании может принести первый опыт в бизнесе, сокращает количество рисков и увеличивает шанс на получение прибыли.
Недостатки франшиз
Не все франчайзи позитивно оценивают свой опыт работы по франшизе. Среди недостатков такой схемы наиболее часто упоминаются следующие:
Отсутствие самостоятельности
Поначалу опека со стороны франчайзера приходится кстати, но после того, как бизнес встает на ноги, она начинает надоедать. Некоторые фрачайзеры требуют регулярных письменных отчетов, приезжают с проверками. Это заставляет франчайзи чувствовать себя скорее наемными работниками, чем самостоятельными бизнесменами.
Небольшая прибыль
Не каждая франшиза будет приносить огромный доход. Ситуацию осложняет необходимость выплаты роялти. Если их сумма фиксированная, то на руках у предпринимателя может оставаться весьма скромная сумма, сравнимая с зарплатой рядового сотрудника.
Невозможность продать бизнес
Работа по франшизе — это аренда недвижимости, а не покупка. Но что если дом, в котором ты прожил несколько лет, перестает устраивать? Франчайзи остается только дождаться окончания срока договора и уйти ни с чем. Это трудно психологически: дело, которому ты посвятил много времени и усилий, де факто тебе не принадлежит, и ты даже не можешь рассчитывать на денежную компенсацию за свой труд. При этом если франшиза успешна, компания-франчайзер продаст ее новому франчайзи, который придет на все готовое.
Каждый предприниматель должен сам взвесить минусы и плюсы бизнеса по франшизе. Полезно пообщаться с нынешними и бывшими франчайзи компании, договор с которой вы планируете подписать. Их опыт может помочь в принятии решения.