Сказки Пушкина ожили в Кисловодском музее

180 лет прошло со дня трагического события – смерти великого русского поэта. С высоты уже нашего времени можно совершенно определенно сказать, что вклад А.С. Пушкина в развитие мировой литературы с годами стал еще более ценным. Поэтому до сих пор та роковая дуэль не оставляет многих равнодушными. Еще и еще раз исследователи возвращаются к давним событиям, чтобы узнать все детали. Много документов, писем, воспоминаний повествуют о том, но до сих пор пока не известно, кто являлся истинным «сценаристом и режиссером» трагедии.

Сказки ПушкинаВ начале ноября А.С. Пушкин и его друзья по городской почте, которая тогда только-только появилась, получили анонимные послания, те самые пасквили, написанные на французском языке измененным почерком. Их содержание широко известно: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л.Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором (заместителем) великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена».

Действительно, в 1831 г. хлопотами В. А. Жуковского Николай I взял поэта на службу в Министерство иностранных дел с жалованием в 5 тысяч рублей в год на должность придворного историографа. Пушкину было поручено написать «Историю Петра Великого». 31 декабря 1833 г. Александр Сергеевич был пожалован из придворного историографа в камер-юнкеры – младшее придворное звание.

В тексте полученного послания есть прямой намек на близость жены поэта с императором.А.С. Пушкин не мог не реагировать на подобную наглость. Нужно отметить, что в данный период настроение у него и так было не лучезарным. Связано это не только с обстановкой в обществе, но и с тем, что финансовое состояние гения значительно пошатнулось, чему поспособствовал министр просвещения С. Уваров – личный враг поэта. Солнце русской поэзии критиковали в печати, не гнушались и подлых приемов. (Кто в наше время, кроме специалистов, знает того самого Уварова? Никто! А Пушкина?)

Возмущенный поэт решил, что автором пасквиля был голландский дипломат барон фон Геккерн – приемный отец Жоржа Дантеса и немедленно вызвал его на дуэль. Сам посланник стреляться не имел права, вызов принял его приемный сын. Дуэль должна была состояться в конце 1836 года, но молодой повеса внезапно сделал предложение старшей сестре Натальи Пушкиной, Екатерине Гончаровой, и та дала свое согласие на брак.

Осенью дуэль расстроилась, чему немало поспособствовали усилия друзей А.С. Пушкина, особенно В.А. Жуковского. Но скандал не утих, а только набирал обороты. Все петербургское общество с удовольствием смаковало подробности истории, причем симпатии были в основном на стороне Дантеса. Терпению поэта пришел конец, он понял, что женитьба не утихомирила Дантеса, слухи продолжали пульсировать, и Александр Сергеевич отправил сочиненное еще в ноябре письмо барону Геккерну, письмо, переполненное оскорблениями, письмо, после которого дуэль была неизбежна. На этот раз он не стал посвящать близких друзей в свои планы, и поединок состоялся 27 января (8 февраля) 1837 года  под Петербургом, во время
которого Пушкин был смертельно ранен. Секундантом поэта был его лицейский товарищ полковник К.К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак, который и составил жесткие условия дуэли, не оставляющие шанса уцелеть обоим противникам.

После злосчастной дуэли К.К. Данзас был арестован на 2 месяца, после чего продолжил службу в армии. Геккерена отозвали из России. Дантеса разжаловали в рядовые, лишили дворянства и выслали за границу. Он прожил до 83 лет, был членом французского сената.

Так закончилось это трагическое событие в истории Российского государства. Медицинские эксперты, изучив отчеты медиков о лечении раненого поэта, считают, что спасти гения в то время они не могли. Даже сейчас при использовании современных достижений науки шансы на благополучный исход составляют только 60%.

Как оказалось, пасквиль написал не Геккерн. Было проведено множество почерковедческих экспертиз, в том числе и в 1928, 1974, 1987 годах, которые так и не смогли назвать автора. Ф. М. Достоевский писал: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некую великую тайну».

Поэтому нам остается еще раз отдать дать памяти поэта, который по праву считается гордостью России.

Новая выставка в музее «Крепость» приурочена к трагическому событию, произошедшему 180 лет назад. Основу ее составляют музейные экспонаты, предоставленные участником Великой Отечественной войны, автором экспозиций 4 музеев в Кисловодске Л. Н. Труфанову. 70 лет он собирал эту уникальную коллекцию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Представляя ее на открытии, Леонид Николаевич выразил надежду на открытие в нашем городе нового литературного музея, где бы все экспонаты заняли достойное место.

Как известно, наиболее плодотворный период у поэта – 1830-е годы. Открывается он Болдинской осенью, когда им создаются такие шедевры, как “Маленькие трагедии” и “Повести Белкина”. Целому ряду стремительно созданных в Болдине произведений предшествовала упорная работа мысли. Пушкин разрабатывает самые различные жанры: роман, повесть, поэму, трагедию. Именно к этому году относится и разработка такого жанра, как сказка. Александр Сергеевич писал их в расцвете своего творческого пути, посвящая взрослым. Иллюстрации к сказкам представлены в новой экспозиции. Они необычные, выполненные палехскими мастерами. Родоначальница палехской росписи – древнерусская кона. Местные иконописцы украшали своими фресками церкви и терема по всей Руси, даже работали в Грановитой палате Московского Кремля. Палехской росписью можно не просто любоваться, ее можно читать: настолько подробно и тонко написаны художниками сюжеты. Рисунки уникальны – у каждого мастера свой профессиональный почерк. Особый художественный стиль поможет зрителям окунуться в неповторимый мир пушкинских сказок.

Выставку украшает большое количество книг с произведениями поэта, изданные в разные годы, начиная с XIX века. Печатные издания разные по формату и внешнему виду. Здесь можно увидеть книжки-миниатюры и достаточно массивные издания.

К юбилеям А.С. Пушкина в стране издавались памятные медали, специальные монеты, значки. Они имеют свою собственную историю.

Прекрасно дополнили экспозицию и музейные предметы из фондов «КИКМ «Крепость». Среди них – большая бронзовая медаль, подаренная известным кисловодским краеведом В.М. Апанасевич. Выпущена она была в 1899 году, к 100-летию со дня рождения поэта, по решению специальной комиссии Академии наук. В положении говорилось, что памятную медаль должны выдавать окончившим с отличием средние учебные заведения в юбилейном году. Лицевую сторону выполнил старший медальер Монетного двора М. А. Скуднов, рисунок оборотной стороны создал академик М.Я. Вилли. Тогда выпустили 4 золотые медали, 20 – серебряных и 5 тысяч бронзовых. Еще одна реликвия заняла достойное место в экспозиции – бронзовая медаль, изготовленная на Ленинградском Монетном дворе в 1937 году. Медальер – С.Л. Тульчинский. Несомненно, предметы первой половины XIX века, передающие особенности золотого века, будут интересны для современных посетителей.

В день памяти А.С. Пушкина сотрудники учреждения культуры провели акцию «Читаем произведения А.С. Пушкина». Приняли участие в ней все структуры и подразделения храма муз. В большом зале звучали стихи, отрывки из поэм и романа «Евгений Онегин». Акция вызвала особые эмоции, видимо, потому, что в кисловодской крепости в 1820 году останавливался молодой поэт, который приехал на Кавказ вместе с семьей героя войны 1812 года генерала Н.Н. Раевского. Увлекательное путешествие на юг страны оставило самые теплые воспоминания в памяти Александра Сергеевича. Эти чувства побудили уже мастера пера вновь приехать сюда 8 лет спустя, чтобы еще раз увидеть так романтично описанный им «край синих гор», повидаться с братом Львом Сергеевичем да и зарядиться энергией от «богатырской воды».

 

Старший научный сотрудник музея «Крепость» Васюкова Н.Н.

 

Предыдущая запись

Следующая запись

Оставьте комментарий