Сохранить для потомков!

«Прекрасный музей. Чудесные люди сохранили

нашу историю. Любовь к Отечеству сильнее сил разрушения.

Благодарим музей за этот чистый

островок, источник духовности».

 

Станислав Говорухин, Народный артист России, кинорежиссер,

Председатель попечительского Совета  музея

потомковШироко известным, популярным для посещений, мемориальным музеем-усадьбой художника Н.А.Ярошенко сегодня руководит Наталья Борисовна Шумайлова. Выпускница Академии художеств (г.Санкт-Петербург) она достойно продолжила традиции прежних директоров знаменитой «Белой виллы» Владимира Вячеславовича Секлюцкого и Нины Сергеевны Бескровной так много сделавших для сохранения художественного наследия великого передвижника Н.А.Ярошенко. Это о нем В.И.Ленин говорил: «Вот замечательный художник! Какой он прекрасный психолог действительной жизни, какие у него чудесные вещи. Когда будем хозяйничать, чтобы не забыть, такому человеку надо отдать дань».

Беседа с Натальей Борисовной Шумайловой в номинации «откровение» в канун 8 марта проходила на «Белой вилле» значительно обновленной и словно «помолодевшей» после капитального ремонта, реставрации.

-Расскажите, пожалуйста, о Вашей должности, о Вашей работе. Что сегодня в ней наиглавнейшее?

-Прежде всего, необходимо упомянуть о том, что каждый из городов мира не просто гордится теми известными, зачастую великими личностями, чья жизнь связана с той или иной местностью, но и стремится всячески популяризировать мемориальное место, сделать его обязательным для посещения. Очевидно, таким знаковым «брендом» Кисловодска является Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Единственная сохранившаяся на Юге России дворянская усадьба, «малая Третьяковка» по мнению посетителей. Помимо богатейшей коллекции живописи и графики  передвижников, фонды музея располагают самой многочисленной коллекцией работ Н.А.Ярошенко. Каждое из произведений имеет собственную историю  написания и бытования. Это новелла о том, как долгие годы считавшийся  утраченным портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина признанный шедевром русского портрета конца XIX века был обнаружен совершенно случайно в Харькове… Это и встреча в день открытия музея с прожившим долгую жизнь героем сразу нескольких знаковых работ Николая Александровича – Сеней Подушинским, слободским мальчишкой, лично общавшимся с художником и позировавшим ему. Это  история создания картин, находящихся в крупнейших музеях страны, широко известных публике, тесно связанных с кисловодской усадьбой. Это и летопись  самой «Белой виллы», пережившей многое за более чем столетие своего существования, все исторические события, от своего рассвета в пору владения ей «милых благородных Ярошенок», Гражданской и Великой Отечественной войн, долгого периода коммунального жилья с его неприглядностью  и, конечно же,  перешагнувшей за полвека музейной историей. Это и возрождённые традиции «Ярошенковских суббот», и элементов быта русских дворянских усадеб в пору их рассвета, и щедрого на урожай возрожденного яблоневого сада.

Десятки известнейших в России и за рубежом личностей бывали здесь в разные времена. Все они оставили многочисленные восторженные впечатления на страницах «Книг отзывов». Музей Н.А.Ярошенко известен повсюду. Каждый, кто хоть раз вошел в  усадьбу, подпадает под ее очарование. За минувший год в нашем музее побывало свыше шестидесяти тысяч человек. К счастью, современные средства коммуникации, активно внедряемые в музейное пространство, позволяют расширять аудиторию. Сайт музея приятно удивил более чем стотысячным количеством посещений за год. Такая положительная динамика выступает стимулом к дальнейшей популяризации музея, поиску новых форм работы. Ко всему этому и обязывает меня моя должность.

В музее сложился стабильный, профессиональный коллектив. Большинство сотрудников пришли сюда в довольно юном возрасте и более двадцати-тридцати лет отдали служению любимому делу, имея единственную запись в трудовой книжке. Разве может быть иначе, ведь за пятидесятилетнюю историю музея здесь было два директора. Легенда и гордость музея, – его основатель, Владимир Вячеславович Секлюцкий – художник, фронтовик. Это он, задавшись по тем временам несбыточной идеей, сумел создать художественный музей имени выдающегося художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко. Тогда, в конце 50-х кроме покосившихся флигелей и усадебного дома, от некогда роскошного убранства дворянской усадьбы, от собрания живописи ничего не осталось, лишь «истерзанные» предметы мебели, пошарпанные интерьеры едва узнаваемой «Белой Виллы», – вот все, с чего начинался музей. После В.В.Секлюцкого – Нина Сергеевна Бескровная,  последовательно и энергично взялась за дело. Коллекция,  основанная В.В.Секлюцким пополнялась, выставочные площади расширились, усадьба обрела исторические границы…

Николай Александрович Ярошенко привнес на полюбившийся ему Кавказ традиции петербургской культуры, заложил основы дружбы со своими современниками, просветителями Кавказа. Вот уже свыше десяти лет продолжают эту традицию дружественных связей с народами Кавказа, чествования имен Косты Хетагурова, Ислама Крымшамхалова, Расула Гамзатова. Особо хочется отметить созданный Ниной Сергеевной Попечительский совет. В этом году ему исполняется 20 лет. Председателем стал С.С. Говорухин. В него вошли уважаемые люди, которые, словом и делом помогали музею выжить в непростые перестроечные  времена, продолжают это делать и сейчас. О каждом из них мы рассказываем посетителям. Здесь и покинувшие нас Д.А. Гранин и Е.М. Лунин. И ныне здравствующие В.А. Лопатников, А.С. Дзасохов, Н.И. Земцев, П.И. Тырнов, Л.Н. Волошина, В.Л. Харин, Н.Г. Истошин, Б.Р. Гочияев, Ш.С. Касымов и другие.

Мне выпала честь далее нести эстафету служения традициям ярошенковской усадьбы. Это очень почетно и, безусловно, столь же ответственно. Важным этапом моей деятельности стала реставрация основного дома усадьбы – «Белой виллы». Надо сказать это особый этап, его история достойна отдельного повествования. В уникальном  доме, в здании памятника, впервые за 130-летнюю историю проведены капитальные ремонтно-реставрационные работы. Здесь, я с особой признательностью и благодарностью хочу отметить добросовестную и профессиональную работу подрядчика В.Н.Кузнецова – Заслуженного строителя РФ. Специалисты под его руководством приложили максимум усилий, стараний, чтобы придать музею, его залам, всей «Белой вилле» нынешний, полностью  обновленный вид, при этом был проявлен деликатный подход к сохранению ауры дома. Его гостеприимные двери распахнулись для посетителей в канун 55-летнего Юбилея музея, 11 марта 2017 года. В обновленных интерьерах картины, подсвеченные экспозиционным освещением,  видятся по-новому.

Впереди множество задач. Руководить музеем, к сожалению, работа не только творческая, поисковая, искусствоведческая… Это ежедневные заботы по его содержанию, вереница хозяйственных проблем…

-Есть ли проблемы, трудности, которые приходится решать Вам, как руководителю музея?

-Конечно! Как без них. Такое множество регламентных норм, нормативных актов! Осуществление программы «Доступная среда». Внедрение информационных технологий. Однако, главный приоритет, основное направление всей деятельности — сохранение и популяризация богатейшего культурного наследия музея.

-Наталья Борисовна, для осуществления всех намеченных планов, замыслов необходима и опытная, профессиональная «команда».

-Безусловно! И мы ей гордимся. Основу коллектива составляют люди. Главный хранитель И.Н.Кириленко, заведующая научным отделом А.М.Боровик, кандидат искусствоведения О.О.Подколзина,  инженер садово-паркового хозяйства Л.А.Бирюкова, научный сотрудник Н.А.Филатова. В этом году коллектив пополнился новыми профессионалами, их деятельность органично вписывается, пополняя традиции коллектива.

-Скажите, Наталья Борисовна, что в изобразительном искусстве на Вас произвело наиболее сильное впечатление? Есть такие картины, от которых не хочется, образно говоря, взгляда оторвать? В моей жизни — это «Последний день Помпеи» Карла Блюллова, «Над вечным покоем» Исаака Левитана, «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи и, конечно же, «Девятый вал» Ивана Айвазовского. Что особенно затронуло Ваши «душевные струны» в мировой, российской живописи?

-Мне повезло в жизни. Была воспитана в творческой семье. И очень признательна родителям. Благодаря им удалось с ранних лет прикоснуться к истокам прекрасного. Побывала в Риме, Венеции, Флоренции, Ватикане, Амстердаме, Париже и других городах. Как Вы понимаете, удалось познакомиться с шедеврами мировой живописи, скульптуры и архитектуры. Их много. Не перечесть. Но особое место в моей духовной жизни с юных лет занял Рембрандт. И теперь, бывая в Эрмитаже, я всякий раз посещаю залы, где представлены полотна великого мастера.  Здесь выставлены всемирно известные: «Даная», «Возвращение блудного сына», «Святое семейство», «Жертвоприношение Авраама», галерея портретов его современников. Двадцать три эрмитажные работы живописца разных периодов формируют довольно полное представление о его творческом пути. Из отечественных художников особо тяготею к передвижникам. Мне по душе произведения И.Е. Репина, И.Н.Крамского, В.В.Сурикова, братьев К.Е. и В.Е. Маковских и В.М. и А.М.Васнецовых, В.Г. Перова, А.И. Куинджи, с которыми я встречаюсь, будучи в Петербурге, Москве и других городах. Особое чувство посещает при встрече с работами Ярошенко: «Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь». «В теплых краях» – написанная на Балконе «Белой виллы». Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина – один из богатейшей галереи портретов видных деятелей науки, культуры, военного дела, созданных Ярошенко. Его великолепные кавказские пейзажи. Признанный мастер жанровой, портретной живописи, художественный критик И.Н.Крамской писал о «Кочегаре»:

«Я давно уже не видел художественного произведения, которое взволновало бы меня так глубоко… все до мелочей смотрит на вас суровою правдою жизни…»

Всегда буду признательна и моему преподавателю в Российской Академии художеств авторитетнейшему искусствоведу страны Владимиру Алексеевичу Леняшину. Его лекции, семинары не забуду никогда.

-Вам приходится иногда бывать в роли экскурсовода, к примеру, рассказывать о «Белой вилле», картинах Н.А.Ярошенко каким-то VIP-гостям? О каких «страничках» в жизни, творчестве Н.А.Ярошенко Вы говорите обязательно?

-Конечно! В Кисловодске отдыхает очень много известных людей, деятелей искусства и культуры, политиков и даже космонавтов. С экспозициями музея знакомила и министра культуры России В.Р.Мединского. Таких «страничек» и в жизни, и в творчестве Николая Александровича довольно много. Стараемся ничего не забыть.

-Сегодня «Белая вилла» – это целый исторический комплекс с четырьмя мемориальными зданиями и территорией в 1,47 Га. Давайте проведём медиа-экскурсию по музею, о котором знают в любом регионе России.

-(Улыбнулась) Знаете, это очень легко сделать. Достаточно познакомиться с сайтом музея. Живем, как говорится, в ногу со временем. Наши экскурсанты могут пользоваться и аудиогидом. Посетители музея имеют возможность непосредственно в залах «скачать» интересующую их информацию на свои смартфоны. Музейный сайт по информационной насыщенности считается одним из лучших. Он адаптирован и для слабовидящих.

– Сегодня в фондах, экспозициях музея более 8 000 единиц хранения, около 100 живописных, графических работ Николая Александровича Ярошенко.

-Если подробно, представить в полном объеме деятельность музея  то, пожалуй, потребуется ни одна газетная страница. Тому, кто этим заинтересуется, могу дать добрый совет -побывайте в музее. И Вы всё сами увидите.

-На мой взгляд, музейщики – это люди особой «номинации». Изучать, хранить, собирать, экспонировать, популяризировать те или иные памятники духовной культуры, изобразительного искусства — самоотверженная работа огромной важности. И для нынешних дней, и для потомков. Как Вам удается со всем этим справляться?

-Возможно, прозвучит высокопарно, но это ежедневное служение Отечественной культуре. И имени ее выдающегося сына – Генерал-майора артиллерии, художника-передвижника Н.А. Ярошенко. Мало кому выпадает подобная честь, согласитесь? Ну, и конечно, самой высокой оценкой труда коллектива считаю те, которые остаются в «Книге отзывов»…

Завершая интервью, мне хочется привести лишь три  мнения о тех, кто предан «Белой вилле», кто избрал для себя важнейшую жизненную миссию, которой можно гордиться.

 «Россия возродится именно через такие культурные очаги, через малые музеи, которые стали в нынешнее, черствое для культуры время местом  общения творческих людей, сбережения духовности народа. И вырастить столь великолепный мемориальный музей – деяние, сравнимое с подвигом».

Д.А. Гранин, писатель

«Прекрасный, истинно российский художественный музей! Большое спасибо Вам за поддержание настоящего интеллигентного духа чудесного музея!                                                                                                  С искренним уважением и благодарностью».

В.А. Соловьев, летчик-космонавт

«Восхищен любовью и вниманием работников к искусству!!! С благодарностью, 

Ваш Марис Лиепа»

Член Союза журналистов России,

Лауреат Всесоюзных, краевых журналистских  конкурсов.

Загрузка...

Предыдущая запись

Следующая запись

КОММЕНТАРИИ

  • Мария

    Уж если говорить об интеллигентности, то интеллигентный человек не будет слепо следовать моде и выходить на улицу вообще и на международный экран в частности с грязными, распущенными. плохо пахнущими, нестриженными волосами!!!!!!!!!!!!!!!!!

Оставьте комментарий