Встреча с ЛЕГЕНДОЙ

По-весеннему ярко светило солнце, но ветер, безостановочно меняющий направление, обдавал короткими ледяными выстрелами, пробивая броню курток и шапок насквозь. Пыль въедливо липла ко всему, и вскоре обувь стала скучно-серого цвета.
Однако наш небольшой отряд не сдавался и продолжал ждать. Со стороны мы напоминали первомайский митинг, только у участников вместо транспарантов и гигантских гвоздик над головами возвышались скворечники. Делали их неспроста, а в подарок Человеку-легенде. Нет, я не ошибся и считаю, что упоминая имя Федора Филипповича Конюхова, будет абсолютно верно слово «Человек» писать с большой буквы.
Нам, дружной семье школы № 2, выпал уникальный шанс увидеть великого путешественника и поговорить с ним. Пока Федор Филиппович добирался до аэродрома, я расспросил ребят о скворечниках, которые они смастерили для него.

Скворечных дел мастера
ВстречаДомики для птиц делали не только мальчики, но и девочки. Первой свое изделие представила Даша Ротань.
— Делала все сама, — гордо сказала она, — сложного ведь ничего нет! Досточки, палочки, гвозди и молоток. Решила доказать всем, что девочки — отнюдь не слабый пол и когда нужно, сумеют все!
Подхожу к юным мастерам нашей команды. Из 1 «Б» — Хамза Декушев. Он смастерил домик вместе с родителями. А чтобы путешественник точно знал, чей это подарок, он сделал красивую памятную надпись, используя аппарат для выжигания. Хамза уверен, что Федор Филиппович обязательно повесит его скворечник и в нем совьют гнездо веселые птицы.
— Я — Наталья Андреевская, — нараспев представляется девочка с самым «гламурным» скворечником. Розовый, из вспененного картона, весь в блестящих лентах, разноцветных перьях и даже с веселыми глазками. Наташа учится в 1 «В» и очень любит делать разные поделки.
— Простой скворечник — это скучно, красивым птицам — красивое жилье,— подумала девочка и украсила стены и крышу наклейками, лентами и стразами. А из перьев может получиться гнездышко — стильное, мягкое, теплое.
Скромно стоит в стороне Артем Пола, ученик 9 «Б». Его скворечник сразу привлекает всеобщее внимание, и не зря. Парень подошел к делу серьезно. Вместе с отцом изучил повадки и предпочтения птиц, и, исходя из этого, разработал концепцию домика, сделав его максимально приближенным к естественному их обитанию. Он взял пенек тополя, удалил сердцевину, просверлил окошко, и даже специально обжег на огне, отчего ствол приобрел красивый натуральный узор. Артем даже палочку у входа прикрепил не простую, а с веточками. Получились настоящие птичьи хоромы.
Ученики же 11 «Б» рассудили, что домики нужны не только скворцам, но и пташкам поменьше. Потому создали небольшую модель, чтобы крупные птицы, которые сильнее и наглее, просто не смогли поселиться в таком жилище, а вот маленьким пернатым оно окажется в самый раз. Точно такой же домик сделал и Игорь Аванесов из 5 «Б». Ему к этому не привыкать: сотворенные им скворечники уже висят у него во дворе и на даче. К сожалению, сам Игорь приехать на встречу с путешественником не смог и его подарок привезла мама.
Еще одна приметная поделка оказалась кормушкой. По внешнему виду она напоминает симпатичный фонарик из веточек, пластиковой бутылки, затейливо декорированной разноцветными сухими листиками. Сверху спрятана крышка, которую при необходимости откручивают и наполняют емкость зерном. Постепенно птицы съедают его, но из бутылочки он продолжает сыпаться в кормушку. Такую красоту создала Александра Каталевская, ученица 4 «Б».
Даниил Корецкий из 5 «Б» очень дружен со своим дедушкой. Именно он научил его управляться с весьма серьезными инструментами — электролобзиком, настоящим шуруповертом и, конечно, молотком. Вместе они уже смастерили немало скворечников, кормушек и других полезных в хозяйстве вещей. Несмотря на юный возраст, Даник уже умеет многое, и работа для него в радость, особенно с таким другом и наставником, как дедушка. А для Федора Филипповича, который является настоящим патриотом своей страны, решили сделать не просто дом для птиц. Даня с дедушкой раскрасили скворечник в цвета национального флага России — синей, белой и красной краской. Кроме того, мальчик решил, что следующий дом, который он сделает, будет многоквартирным, чтобы птицам было веселее.
— Скворечники — это очень важно! — с очень серьезным видом рассуждает Тимур Есимов из 6 «А». — Ведь птицы охраняют деревья, а они участвуют в фотосинтезе, поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.
Мальчик просто удивил меня, осыпав сложными терминами. Кроме изготовления скворечников он увлекается биологией, литературой, историей и мечтает стать военным. Вместе с братом Муратом Тимур планирует не прекращать мастерить домики для пернатых.

Пока я расспрашивал ребят о приготовленных подарках, из-под ворот аэродрома с устрашающей надписью: «Осторожно, злая собака!» выбрались несколько псинок дворянских кровей с смешными и неуклюжими отпрысками. Они, к всеобщему восторгу, радостно виляли хвостами и норовили подлезть под руки, прося лакомства. На ледяной ветер и тучи придорожной пыли уже никто не обращал внимания, и настроение прыгало внутри солнечным зайцем.

Ура! Приехал!
ВстречаВдалеке появился внедорожник, мигая сигналом поворота. Каким-то непонятным чувством все ощутили, что именно в этой машине тот, кого так ждали.
Мы не ошиблись. Автомобиль грустно ухнул на ухабине и встал у ворот. Дверь распахнулась, и появился Конюхов. Все радостно зааплодировали и абсолютно искренне закричали: «Ура!» Щенки испуганно скрылись под воротами, а потом их прогнал прочь сотрудник аэродрома, пришедший открыть вход для почетного гостя.
Федор Филиппович напомнил мне персонажа из старинных русских сказок. С развевающимися на неуемном ветру волосами, густой, посеребренной бородой и какими-то особенными светлыми голубыми глазами. Почему-то я сразу вспомнил доброго Деда Мороза. Только вместо кафтана и собольей шапки на Конюхове была неяркая куртка и кепка. Смущаясь и улыбаясь всем, он оглядел нашу в раз притихшую группу и пригласил всех на территорию аэродрома.
Уж не знаю, что за особенная энергия исходила от великого путешественника, но все как-то подтянулись, засветились лица и даже самые серьезные учителя стали немного похожи на детей. Сразу выветрились из головы заранее заготовленные вопросы, мы окружили его тесным кольцом и вслушивались в каждое слово.
Первым к великому путешественнику подошел руководитель фотографов Сергей Васильевич Савчук. Он рассказал Федору Филипповичу об объявленной школьной газетой «Вместе» акции «Скворечник для Конюхова», как ребята, узнав о ней, не остались равнодушными, принявшись мастерить. Путешественника это обрадовало и он, не скрывая восхищения, бережно принял птичьи домики из рук ребят. Внимательно разглядывая их, он лично благодарил каждого мастера, пообещав, что увезет скворечники в свою деревню в Тульскую область, где обязательно развесит их с помощниками на радость пернатым. Там пташки уже нашли приют в трехстах семидесяти пяти домиках, принадлежащих Конюхову.
Принимая подарки, Федор Филиппович рассказал о скворечнике, сделанном именно для него. Маленьком. Два на два метра. Как-то ночью туда забралась сова. Дом ей приглянулся, и покидать его она не захотела. Конюхов подумал, да и решил не ссориться с нахалкой, оставив жилище ей. Кто-то спросил о первых путешествиях. Так мы узнали, что, подобно известному литературному герою, Конюхов отправился в плавание в пятнадцатилетнем возрасте. Просто захотел мир посмотреть. Сел на лодку и поплыл. Ну, а потом путешествия становились все сложнее. Несколько раз обошел вокруг света. В том числе на лодке, управляемой лишь веслами, на воздушном шаре.
Затем к путешественнику подошел друг нашей школы, приехавший с нами, протоиерей Димитрий Моничев. Он вручил Конюхову книгу о святых местах Кисловодска.
А я, чуть осмелев, попросил путешественника ответить на несколько вопросов (постараюсь сохранить манеру речи Федора Филипповича).
— Какая экспедиция оказалась самой сложной и опасной?
— Да все они сложные, все опасные. Много чего было. На воздушном шаре очень сложно было. Подняться на Эверест сложно. На северный Полюс на лыжах дойти — тоже нелегко. Там и вода открытая, и трещины глубокие… проваливался я не раз. И медведи белые тоже опасные, — вспоминая свои приключения, ответил Конюхов. На какой-то момент он замолчал, словно вновь оказался там, в далеких и суровых краях, но потом снова улыбнулся своей удивительной доброй улыбкой.
— Вам было страшно?
— Конечно, страшно. Как всем. Трудно, страшно, но делаешь.
— Вы часто путешествуете совсем один, а в критической ситуации кто или что Вам помогает? Откуда берете силы?
— Помощи… помощи не дождешься, далеко ведь! Когда был молодым, много тренировался, учился, сейчас больше Богу молюсь. Всегда ориентируюсь по ситуации. А силы где беру? … В вере, в себе. Сам себе не поможешь, никто не поможет.
— Федор Филиппович, а что Вы всегда берете с собой в путешествия?
Конюхов на секунду задумался, улыбнулся:
— Спички. Без них никуда. А еще…, — он распахнул куртку и из нагрудного кармана осторожно достал иконку, — всегда беру образ Николая Чудотворца и Евангелие.
Он поцеловал святой лик и неожиданно протянул икону отцу Димитрию:
— Это Вам, подарок. Я сам ее писал.
Все радостно заулыбались, а протоиерей бережно и с благодарностью принял образ из рук великого путешественника. Просто удивительно! С этой иконой Конюхов совершил немало путешествий, установил не один мировой рекорд, нося у самого сердца, храня Веру, и вот так запросто подарил ее человеку, с которым познакомился всего лишь несколько минут назад! Этот жест снова показал удивительную бескорыстность Федора Филипповича. Кроме того, просто поражала его скромность и не многословие. Конечно, я не мог не спросить его об этом:
— Скажите, Вы — Герой с мировой славой, Вам везде — почет, уважение, много внимания. А как Вам удается сохранять скромность и человечность?
Мой вопрос смутил Конюхова, но все же он, продолжая солнечно улыбаться, ответил:
— А как же иначе? Без людей я бы ничего не сделал. Без Бога не сделал. Я — обычный человек, такой же, как и все люди. Я также родился, так же рос. Иисус и тот не гордился, не кичился, был добрым и скромным. И мне не пристало гордиться.
— Вы, я знаю, очень любите читать, а кто Ваш любимый автор, есть ли герой художественной литературы, с которого Вы берете пример?
Мой вопрос насмешил путешественника:
— В детстве у меня были такие герои, а теперь я взрослый.
Участники нашей группы тоже засмеялись, а кто-то выкрикнул: «Теперь Конюхов сам пример для подражания! Он — образец героизма и храбрости, способный воодушевлять на подвиги!»
А Федор Филиппович, словно не услышав этого комментария, продолжил:
— Читать я очень люблю. И книги, безусловно, сыграли в моей жизни важную роль. Жюль Верн, Джек Лондон… Из наших авторов — Горький, Достоевский… У Владимира Арсеньева очень интересные книги про уссурийскую тайгу. Вы читали их? — обратился путешественник к присутствующим.
Те, кто постарше, радостно закивали, а я подумал, что обязательно загляну в библиотеку и попрошу произведение про тот самый загадочный Уссурийский край. А Конюхов продолжил:
— Многие книги я теперь перечитываю заново. Есть большая разница между тем, как воспринимаешь их в молодости и сейчас.
— Федор Филиппович, у Вас несколько высших образований…
— Да. Это правда. Я учился в Париже, в академии Искусства, сейчас я академик. В путешествиях делаю наброски, а пишу картины уже дома. Вообще я по профессии литограф.
— А в космос не собираетесь?
— Собираюсь! Скоро состоится подъем в стратосферу на воздушном шаре, вот здесь, в Кисловодске, и готовлюсь к этому событию. Дышать буду с помощью специальной кислородной маски. Там у меня целый скафандр, сложная система.
Потом мы расспросили его о сложностях связанных с пиратами, попросили раскрыть секрет знаменитой кепки, и задали еще множество разных бытовых вопросов. Мне стало интересно, не собирается ли Федор Филиппович открывать у нас в городе свою школу. Ведь у него они есть и на Урале, и в Токио. Он был бы рад, чтобы подобные учебные учреждения появлялись по всей России, в том числе и здесь. Но, к сожалению, не все зависит от него одного. Нужна поддержка местных органов власти.

Напоследок я поинтересовался, что после долгих экспедиций Федор Филиппович просит подать к столу, какое блюдо его самое любимое? Оказалось, что человек, который перепробовал практически всю кухню мира, экзотике предпочитает обычную отварную картошечку с селедочкой, с лучком и овощами. Рассказывал об этом он так вкусно, что сразу перед глазами появилась дымящаяся горячая кастрюля, и очень захотелось есть.

К сожалению, время, отведенное для нашей встречи, подходило к концу. Конюхов сфотографировался со всеми, а потом попросил помощника принести свои книги и раздарил всем детям, смастерившим скворечники. На каждой оставил свой автограф. Пока путешественник расписывался, солнце оказалось за спиной путешественника и стало казаться, что он сам светится теплым золотым огнем.
Не могу не написать об удивительной и мощной энергетике, исходящей от этого Человека. Меня поразила его скромность, доброта, простота и искренность. Вот таких людей необходимо показывать по телевизору чаще, рассказывать об их жизни и подвигах. Чтобы ребята заражались энтузиазмом, храбростью, патриотизмом и учились силе воли.

Всю обратную дорогу мы с сестрой и родителями не могли наговориться, обсуждая удивительную встречу с Человеком с большой буквы. А по пути купили селедочки и вечером дружно уплетали ее с картошечкой и перьями зеленого лука.

Никита СЕЛЕЗНЕВ, юнкор школы №2.

Загрузка...

Предыдущая запись

Следующая запись

Оставьте комментарий

1 × четыре =