Законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы конфликта интересов 

Исходя из приоритетности стоящих перед органами прокуратуры задач  понятие «конфликта интересов» в первую очередь следует определять с учетом положений общих норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации, а именно руководствоваться определением, содержащемся  в  ч.1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно положениям данной статьи под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 ст. 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 ст. 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Необходимо отметить, что  ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ  устанавливает обязанность лиц, замещающих должности, замещение которых предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Таким образом положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ позволяют в ходе текущего прокурорского надзора при выявлении в действиях должностных лиц, замещающих соответствующие должности, признаков конфликта интересов, применять к ним  меры прокурорского реагирования в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Между тем, анализируя иные  нормы действующего законодательства Российской Федерации, следует констатировать, что вопросы недопустимости наличия конфликта интересов при совершении конкретных действий, влекущих ответственность, могут содержаться  и в других нормативных правовых актов в отношении  иных лиц, чем лиц, требования к которым определены положениями Федерального закона № 273-ФЗ.

Так, в ст. 75 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержится понятие конфликта интересов медицинского работника.

Под ним  понимается ситуация, при которой у медицинского работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя фармацевтической компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет на надлежащее исполнение профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника и интересами пациента.

В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник обязан сам проинформировать об этом в письменной форме своего работодателя. На  работодателя же возложена обязанность по  информированию о данном факте уполномоченного органа исполнительной власти.О саморегулируемых организациях

Требования по недопущению возникновения конфликта интересов содержатся и в Федеральном Законе от 01.12.2007 №315-ФЗ «».

Так, ст. 8 указанного закона определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность членов саморегулируемой организации, лиц, входящих в состав органов управления саморегулируемой организации, ее работников, влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам саморегулируемой организации.

При этом  меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации.

Недопущение возникновения конфликта интересов предусмотрено и Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее, Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Так, под конфликтом интересов педагогического работника понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п. 33 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Таким образом, понятие конфликта интересов, определенное  законодателем в отношении педагогических работников,  по своему содержанию и признакам  идентично  определениям конфликта интересов, содержащихся в вышеприведенных нормах права.

Дальнейший сравнительный анализ норм, связанных с возможностью привлечения лиц к ответственности за невыполнение ими требований по урегулированию конфликта интересов при осуществлении различных видов деятельности показал, что  в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона №273-ФЗ обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, к которым, в том числе, относятся предотвращение и урегулирование конфликта интересов возлагаются на организации.

Вопросы выявления конфликта интересов, его недопущения и установления границ ответственности виновных лиц, могут быть предметом регулирования  в деятельности  всех организаций, в т.ч. коммерческих. При этом обязанность по проведению антикоррупционной политики, включающей в себя разработку  актов, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов их работников, контроль за исполнением и решением вопроса о применении мер ответственности законом возложена на сами организации.

 

 

Загрузка...

Предыдущая запись

Следующая запись

Оставьте комментарий