Закулисные войны перевозчиков: конфликт решится в правовом поле

Уже в третий раз мы пишем на тему пассажирских перевозок в Кисловодске, чтобы разобраться во всех хитросплетениях закулисной войны перевозчиков. На этот раз посвящаем материал официальным комментариям – беседе с представителями исполнительной власти города. Как оказалось, эта проблема тянется издалека.

Рассказывает главный специалист отдела промышленности, транспорта и связи Управления городского хозяйства Администрации Конарева Наталья Алексеевна:

перевозчиков– В 2014 году нам поступило представление от Прокуратуры о срочном проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, т.к. с последнего конкурса 2009 года прошло уже более 5 лет. Более того и маршрутная сеть требовала совершенствования, а в этой связи и конкурсная процедура была неизбежна. Северо-Кавказский федеральный университет по заказу горадминистрации провел научно-технические исследования по каждому маршруту, с изучением пассажиропотока, анализом необходимого количества транспорта. Были сформированы рекомендации по тому, каким должен быть каждый маршрут, сколько единиц транспорта требуется, и какой категории этот транспорт должен быть. Это объемный том с обоснованием каждого заключения. В итоге маршрутная сеть была разработана в соответствии с этими исследованиями. Как раз происходила «смена власти», и Наталья Луценко перед окончанием полномочий подписала Постановление о проведении конкурса с учетом новой маршрутной сети.

Напомню, тогда актуально было разделение по двум категориям М2 (маршрутные такси) и М3 (автобусы). К тому моменту «Автоколонна 1721» обслуживала маршруты автобусами, а маршрутные такси были представлены в основном индивидуальными предпринимателями.

Информацию о проведении конкурса опубликовали еще в июне и хотели эту процедуру провести одним днем, но не удалось достигнуть договоренности с «АК 1721», поскольку прежние договоры по М3 у него заканчивались в декабре. Причина несговорчивости руководства Автоколонны, видимо, крылась в том, что по новой схеме маршрутной сети ряд маршрутов, которые ранее обслуживались его автобусами, был переведен на категорию М2. В частности речь шла о 24 маршруте, по которому даже был подан судебный иск.

Пришлось разбивать конкурс на 2 этапа – по М2 провели в августе, а по М3 – в декабре 2014 года. В конкурсе по категориям М2 ЗАО «АК 1721» участие не принимало, но вместе с ИП Григоровым активно писали жалобы в ФАС, которые, впрочем не удовлетворили, а результаты конкурса признали правомерными. Администрация с победителями конкурса заключила контракты на 5 лет. А в декабре провели конкурс для перевозчиков с транспортом категории М3 и также заключили договоры, продолжили работу. Тарифная комиссия установила предел в 14 рублей.

К слову, Наталья Конарева поправила нас – не ИП Григоров арендовал автобусы ЗАО «Автоколонна 1721» (как мы сообщили со слов членов товарищества перевозчиков в №53 от 31 октября «Двое против всех…»), а как раз наоборот. Это «АК 1721» под своей эгидой вывела автобусы ИП Григорова на маршруты, арендовав их по договору. Только вот, почему-то, не имея никакой необходимой для этого базы, путевки водителям выписывал ИП Григоров, который по факту сам в конкурсе не участвовал. Чем больше углубляемся, тем больше понимаем, что прежде в сфере пассажирских перевозок был полнейший бардак, и хорошо, что, наконец, взялись приводить все в должный порядок.

Этому как нельзя лучше способствовало вступление в силу 220-ФЗ, который впервые и ввел понятие «регулируемый» и «нерегулируемый» тарифы. Ранее же Тарифная комиссия Ставропольского края устанавливала для перевозчиков предельный уровень цен на проезд, выше которого они без процедуры обоснования-согласования «прыгнуть» не могли.

Закон дал право муниципалитетам право выбрать оптимальный вариант. Что такое регулируемый и нерегулируемый тарифы, мы объясняли в предыдущих публикациях. А для города в текущей ситуации самым оптимальным и продуктивным стало решение об установлении нерегулируемого тарифа. Рассказывает начальник Управления городского хозяйства Администрации А.А. Дзюбленко:

– У нас имеется письмо Ространснадзора с требованием о приведении всей нормативной документации в соответствии с 220-ФЗ. Наша основная документация это документы планирования – изменение и расширение маршрутной сети, увеличение подвижного состава, документы об организации маршрутных перевозок. Осенью заканчивались договоры на перевозки по маршрутам №16 и 19. А так же вступило в законную силу решение суда по иску руководства ЗАО «Автоколонна 1721» об отмене результатов конкурса 2014 года по маршруту №24. Плюс ОАО «ПАТП-2» добровольно расторгли договор по маршруту №2, поскольку он был убыточен. Эти четыре маршрута подпадали под проведение конкурса. Все это заставляло задуматься о том, как справедливо распределить выгодные, и не очень, маршруты между перевозчиками. 220-ФЗ ввел лотную систему, которая позволила выставлять на конкурс не просто графики перевозок, а пакеты маршрутов, в которые включаются, как рентабельные, так и социальные маршруты. С перевозчиками мы встречаемся еженедельно, чтобы обсудить все проблемы, и как говорится, сверить часы. Так что они были поставлены в известность о новом законодательстве и о необходимости проведения нового конкурса. Перевозчики почти в полном составе пришли к нам, сообщая, что хотели бы досрочно разорвать свои договоры от 2014 года и пройти конкурс уже с учетом новых нормативных актов, объединившись в простое товарищество. Они обязались к конкурсу обновить свой подвижной состав автомобилями более высокого экологического класса, а после конкурса продолжить улучшения.

Кроме того, как прокомментировали специалисты, всех уже порядком утомила та неразбериха с ценами, о которой мы писали в двух прошлых выпусках. Специалисты УГХ, подкрепляя свои заявления документами и официальной перепиской, подтверждают рассказанное нашими прежними собеседниками о том, что руководством ЗАО «Автоколонна 1721» сначала было инициировано поднятие цены на проезд, а затем устроен одиночный протест с попыткой заявить, что это предприятие продолжает работать по регулируемому тарифу. Как мы уже выяснили, это лукавство, ведь до 220-ФЗ этого понятия в нынешнем смысле не существовало. Однако руководством ЗАО «АК 1721» не прекращались попытки получить от Администрации письменную «отмашку» на регламентированное поднятие цены. Все дело в том, что Тарифная комиссия отказывает им в этом в связи с установлением нерегулируемого тарифа в Кисловодске, поэтому они пытаются вынудить Администрацию или дать им разрешение на поднятие цен, или направить их расчеты в Тарифную комиссию. Ни то, ни другое не правомочно в текущей ситуации. Между тем, подошло время проведения конкурса.

– Проведя анализ, мы сформировали 2 лота, которые и были выставлены на конкурс в сентябре этого года, – рассказывает А.А. Дзюбленко. – Руководитель ЗАО «АК 1721» был недоволен включением в конкурсный лот маршрутов №19 и №24. Ему предложили вступить в товарищество с условием, что за ним эти маршруты останутся. Остальные перевозчики были не против. Однако, когда дошло до дела, когда уже была опубликована конкурсная информация, и принимались уже первые заявки, он заявил, что будет работать по регулируемым тарифам. И по сей день стоит на своем. Мы зафиксировали тот факт, что уже после проведения конкурса его автобусы совершенно неправомочно осуществляют перевозки по маршруту №19 без договора. Если по остальным маршрутам, где договор у него еще действует, он правомочен продолжать работу по прежней схеме, то здесь это уже грубое нарушение. Почему ему выгодна прежняя система и почему цены он поднять пытается не сам, а вроде бы с разрешения Тарифной комиссии? Дело в том, что про прежней системе, он не платит НДС с каждого пассажира. А стоит только ему самостоятельно по нерегулируемому тарифу поднять цену, он сразу подпадает под новое законодательство и обязан будет уплачивать 18% НДС. Уж не знаю, как он отвечает перед налоговыми органами по своим межмуниципальным маршрутам, где работает по нерегулируемому тарифу – это №№103, 104, 109 – но в городе на этих же автобусах снова устанавливается тариф 14 рублей. К слову, Автоколонне прежнее начальство УГХ, действительно, согласовало въезд в город межмуниципального транспорта, хотя он должен заезжать на Автовокзал. Действительно, имеется реестр городских остановок, где ему разрешено останавливаться, но только для высадки межмуниципальных пассажиров, а не для извоза городских. По этому вопросу, как и по неправомочным перевозкам на маршруте №19, нами направлены письма в Прокуратуру и Ространснадзор, а по последней проблеме еще и в Административную комиссию города. Со своей стороны, протестные и жалобные письма во все соответствующие инстанции направляет и руководитель «АК 1721». В любом случае, мы все теперь находимся под прицелом всевозможных контролирующих органов, и эти вопросы, так или иначе, будут решаться в правовом поле.

На прощание мы подвели итог, чем же полезны городу и системе пассажирских перевозок нововведения 2016-2017 гг.

Во-первых, создание товарищества дало возможность разом упорядочить работу со всеми перевозчиками через одну структуру, спрашивать с кого-то одного, предупредить срывы графиков, за счет резерва, который товарищество обязано иметь. Второе достижение, которое давало нам проведение конкурса – обновление техники – перевозчики начали приобретать машины 2017 года, и теперь таким новым подвижным составом не может похвалиться ни один город Ставропольского края. А класс экологичности у них – «Евро4» и «Евро5». Третий плюс – оптимизация маршрутной сети с учетом появления новых микрорайонов, пожеланий кисловодчан. Проведение конкурса поставило систему пассажирских перевозок на качественно новый уровень.

Мы не оставляем эту тему, далее в планах выяснить мнение других официальных органов, и, возможно уже и информацию о конкретных мерах урегулирования этого конфликта. Продолжим в следующем выпуске.

Предыдущая запись

Следующая запись

КОММЕНТАРИИ

  • Василиса

    Действительно, запутанная история

  • Антон

    Чем дальше, тем интереснее. Интересно чем все это закончится

  • Vova

    Читаю :Третий плюс – оптимизация маршрутной сети с учетом появления новых микрорайонов, пожеланий кисловодчан.
    Не очень то считаются с народом. А в вечернее время народу никуда не надо? После шести уже почти нет транспорта

Оставьте комментарий