Слава его будет бессмертна

9 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883гг.)

«Человек высокого ума

и высокого благородства.

Слава его будет бессмертна,

как вечна любовь России к нему»

Н.А. Некрасов

тургеневТургенев, Достоевский, Герцен, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой, Чехов… Кажется невероятным, почти чудом, что все эти крупнейшие художники слова были не только соотечественниками, но и современниками.

Никто в Европе не создавал столь крупных, признанных во всем мире произведений, никто не творил столь дивных красот при неописуемо трудных условиях жизни.

Россия страдала под гнетом царизма, который душил всякое свободное слово, живую мысль, духовно порабощал и калечил человека.

Писатели, подобно лучшим своим героям, страстно желали заглянуть в будущее, постоянно и настойчиво желали ответа на мучавшие их вопросы – как сделать человека счастливым…

Их жизнь, полная глубоких раздумий, душевных драм, была настоящим подвигом.

Но не только страстная идейность и глубина содержания отличали лучшие произведения русской литературы XIX века. Писатели стали подлинными волшебниками слова. Все вместе и каждый в отдельности были глубоко индивидуальными.

Проза Тургенева, передающая тончайшие оттенки душевных переживаний; неожиданные сатиры Салтыкова-Щедрина; красочная, образная народная речь в поэзии Некрасова; внутренние монологи героев Толстого; меткие и выразительные новеллы Чехова – все эти художественные открытия русских писателей-классиков обогатили не только русскую, но и мировую литературу, стали шагом вперед в художественном развитии человечества.

В ряду этих гениев видное место принадлежит признанному мастеру художественного слова Ивану Сергеевичу Тургеневу.

«Что можно сказать вообще обо всех произведениях Тургенева? – писал Салтыков-Щедрин, – то ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, теплее чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?..»

Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света во всякой строке бьющей живым ключом.

Жизнь Ивана Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во времена парусного флота, а умер в эпоху телеграфа и телефона. Более полувека он находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы.

Вольнолюбивые взгляды Тургенева укреплялись и развивались в общении с лучшими людьми России и прежде всего с Белинским, духовным вождем. Тургенев назвал его своим «отцом командиром».

У писателя было две дороги: или отказаться от своих убеждений, или вступить в борьбу со своим главным врагом – крепостным правом. И с этим злом России он боролся до последних дней своей долгой жизни.

Скромный сборник «Записки охотника» (1847-1851гг.) цензор пропустил, за что был вскоре уволен и строго наказан. Тургенева вначале арестовали, а затем выслали в родовое имение под надзор местных полицейских властей.

«Автор сумел, – по словам Герцена, – заставить дрожать от общества, при изображении этого тяжкого, нечеловеческого страдания, под бременем которого падало одно поколение за другим, без просвета впереди, не только с оскорбленною душою, ни и искалеченным телом».

Нетрудно заметить, что почти все герои-крестьяне, глубоко симпатичные автору. Все они отмечены большой нравственной силой, духовной красотой и правдой. Крестьяне Тургенева внушают не только жалость, но и глубокое уважение. Их отличает большой ум, практическая сметка, воля. У большинства из них высоко развито чувство собственного достоинства. Вся их жизнь проходит в непрерывном труде, в страданиях, но это не сделало их жестокими и равнодушными. Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтических и волнующих картин русской природы. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями: бывает то пасмурный, то светлый, то приветливо грозный, то поэтически таинственный.  Пейзаж понимает горе покинутой Акулины («Свидание»), и зловещие угрозы мужика («Бирюк»), и сказочную фантастику детского воображения («Бежин луг).

Первые романы Тургенева «Рудин» (1855г.), «Дворянское гнездо» (1858г.), «Накануне» (1859) изображают чаще людей не богатых, но образованных с высоким нравственным уровнем, широким кругозором и нежеланием идти проторенными путями. Но во всех своих делах, общественных и личных, они неизменно терпят неудачи, становятся, по выражению одного из героев «лишними людьми». Особо выделяется обаятельный собеседник, умный и талантливый Рудин. Он искренне хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь своим красноречием других, внушить им благородные стремления, а на практике остается робким и беспомощным. Но по тем непростым временам он был человеком более полезным, чем иные «практики».

Таковы были исторические условия жизни.

В 1861 году, в год отмены крепостного права, когда вот-вот должна была начаться революционная ситуация, Тургенев пишет свой лучший роман «Отцы и дети». Эта книга о разночинце-революционере, посвящена памяти первого великого революционера-разночинца Белинского.

Впереди огромная фигура нового человека – Евгения Базарова. Сын лекаря, внук дьячка Базаров наделен глубокими народными чертами. Ясный ум, знание жизни, неутолимое трудолюбие, огромная воля и энергия. Независимость в суждениях и поступках, мужественное честное отношение к жизни и к смерти – вот главные черты нового героя.

В отличии от других героев-дворян – Базаров – человек дела, он не терпит «красивых слов». Его немногословная, скупая речь необыкновенно выразительна, точна, богата мыслями – в ней чувствуется ум ученого и воля руководителя. Базаров – «нигилист» (от лат. слова «отрицание»), что для Тургенева означает революционер. Базаров отрицает весь существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, предрассудки.

Он знает, что предстоит опасная борьба и он готов «драться».

Но герой в романе совершенно одинокий. Дворянам с ним не по пути, народ не понимает его, видит в нем «барина». Базаров случайно и нелепо умирает, так и не успев ничего совершить.

Перед смертью, которую он встречает просто и мужественно, он будто осознает, что время еще не пришло…

Видное место в творчестве Тургенева занимают его поэтические повести «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды».

В 70-е годы творчество Тургенева становится всемирно известным.

Ни одного из русских писателей не читали так много в России и в Европе, как Тургенева.

Последние 20 лет он жил за пределами России, в Германии, во Франции. Он очень много сделал для сближения русской и западноевропейской культуры. Со многими западными художниками его связывала тесная дружба, особенно с Гюставом Флобером, Жорж Санд, Проспером Мериме, а Ги де Мопассан, наряду в Флобером, считал Тургенева своим учителем.

Но где бы не жил Тургенев, он нежно любил Россию и никогда не терял с ней духовных связей.

Любовь к Родине, желание видеть ее свободной, счастливой и процветающей, по-прежнему лежали в основе его лучших произведений.

Раздумья о жизни, о людях, о природе, об искусстве и прежде всего любовь к России выражены в последних произведениях Тургенева «Стихотворения в прозе (1877-1882гг.)

О любви к народу, вере его в светлое будущее говорит одно из стихотворений в прозе, обращенное к русскому языку:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Эдуард Карибджанян,

преподаватель-филолог

Загрузка...

Предыдущая запись

Следующая запись

Оставьте комментарий