Трансформация PR технологий и «черный PR»

Наверное, каждый имеет представление о том, что такое «черный пиар». О нем много говорят, когда дело касается политики, также это очень актуально и в бизнесе. Как к одному из способов привлечения потенциального покупателя товара или услуги некоторые организации прибегают к так называемым информационным войнам, а проще говоря, к черному PR или очернению конкурентов.

Распространяя грязную и лживую информацию о фирме-конкуренте, такие компании тем самым наносят удар по бизнесу, имиджу и корпоративным связям жертвы, что впоследствии часто приводит к ликвидации компании. Это яркий пример черного PR из западных учебников.

В нашей стране немного другие реалии, и это надо учитывать. Рассмотрим развернувшуюся и очень популярную сейчас в Интернете кампанию против одной известной нам компании (почти тавтология получилась) на рынке SEO (услуг по продвижению веб-сайта в поисковых системах Интернета).

Около года назад во всех авторитетных и не очень интернет-изданиях появились, мягко говоря, нелицеприятные отзывы об одной компании (дабы не делать ей рекламы, назовем ее компанией П). Сначала авторы блогов и дневников, а потом уже и независимые сетевые издания мультиплицировали негативные (снова мягко говоря) статьи о компании, ее методах работы и позиционирования себя на рынке. В целом, кампания имела большой резонанс в интернет-сообществе: посещаемость данных сайтов увеличилась в разы, страницы пестрели комментариями, во много раз превышающими по объему размер самой статьи.
Что на это предприняла компания П? В рамках данной информационной войны практически ничего — опубликовала лишь на сайте интервью с одним из своих руководителей с описанием истинного положения дел.

Конечно, этого было недостаточно, и нападки на компанию продолжались и продолжаются до сих пор.

Но, как это ни странно, П ведет себя так, как будто ничего страшного не происходит: анонсирует увеличение оборотов и количества клиентов, улучшение качества услуг и предстоящую сертификацию на международный стандарт качества ISO 9001-2000. И правда, клиенты тянутся к ним, и успехи в техническом смысле очевидны.

В чем секрет? Информационные атаки били мимо цели?

Как говорилось в начале статьи, всё дело в российской специфике, где обкатанные на западе PR-технологии трансформируются и имеют иногда весьма непредсказуемый эффект.

Что сработало в данном случае?

1) Вспомним один из законов диалектики по Гегелю: закон перехода количественных изменений в качественные. Постепенное увеличение негатива по отношению к П в какой-то момент достигает МЕРЫ (по Гегелю, это своеобразное равновесие). Нарушение МЕРЫ меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Таким образом, негатив путем «качественного скачка» переходит в «плюс» для компании П.

2) Ни в коем случае нельзя забывать российскую историю и игнорировать русский характер. Вспомним хотя бы фольклор: сказки, былины — симпатии ВСЕГДА находятся на стороне обиженных, униженных, оскорбленных, без вины виноватых. Такова русская душа, и это надо учитывать даже в таком деле, как черный PR. Необходимо продумывать каждый свой шаг и даже, казалось бы, минимально возможный эффект от предполагаемых действий.

В данном случае в результате информационной атаки получился эффект, обратный ожидаемому: негатива оказалось СЛИШКОМ много, к тому же, компании П смиренно переносила обвинения в свой адрес, продолжая работать в том же темпе. В итоге она предстала перед общественностью в образе жертвы и снискала благосклонность. Благосклонность повлекла за собой интерес, и как результат — коммерческие успехи П.

Вывод данной статьи таков: не имея достаточных аргументов, чтобы привлечь к себе потенциального покупателя и решившись на информационную войну, будьте предельно аккуратны. PR, какой бы он ни был, даже черный, не терпит непрофессионалов!

Загрузка...

Предыдущая запись

Следующая запись

Оставьте комментарий

семь + десять =