Как в МФО происходит рассмотрение заявок на заем
Как в Микрофинансовых организациях происходит рассмотрение заявок на заем и что такое скоринговые системы?
Наверное, многие, после того как отправить заявку на получение займа в ту или иную МФО, задавались вопросом — а как это вообще все происходит? Что это за черный ящик такой? На входе ваша анкета — а на выходе либо одобрение, либо отказ. Почему это происходит и от чего зависит? И можно ли как-то предугадать результат или повлиять на исход событий?
С этими вопросами мы обратились к экспертам агрегатора онлайн-займов Навыдаче.ру и попросили максимально подробно объяснить, как в МФО происходит рассмотрение заявок заемщиков, и раскрыть, по возможности, все закулисные тайны кредитного скоринга.
И вот, что мы узнали от команды портала https://navidache.ru/. В большинстве МФО уже давно полностью работают в дистанционном режиме, то есть в онлайн-формате. Большая часть заявок рассматривается в автоматическом режиме, то есть доля человеческого участия — минимальна. Специальные скоринговые программы анализируют предоставленные заемщиком данные. Кстати, у каждой МФО и у каждого банка свои скоринговые системы, настроенные под конкретные параметры и требования компании. Более того, зачастую над их разработкой работают целые IT-отделы, которые занимаются модернизацией и усовершенствованием скоринговых алгоритмов. Причем точные принципы работы остаются коммерческой тайной каждой компании.
Сначала система проверяет достоверность указанных данных, проводит идентификацию личности, чтобы защитить как самих заемщиков от возможных мошеннических действий, а если прямо говорить — чтобы на вас «случайно» не оформили заем, так и обезопасить компанию от мошенников, которые пользуются чужими документами и совершенно не планируют возвращать полученные деньги.
Далее система запрашивает необходимые данные о заемщике из БКИ (бюро кредитных историй), а именно — кредитный рейтинг и информацию о текущей долговой нагрузке (сколько «висит» открытых кредитов и займов, какой суммарный объем задолженности, сколько было допущено просрочек в прошлом и сколько их в настоящем, какое количество и продолжительность (короткие или затяжные), а также оценивает ПДН — показатель долговой нагрузки, исходя из указанного уровня доходов. То есть какая часть ежемесячного дохода уходит на погашение различных задолженностей. Могут запрашивать данные из ПФР (Пенсионного фонда), у операторов мобильной связи.
По целому ряду показателей система высчитывает уровень платежеспособности заемщика, размер кредитного риска для компании, а также вероятность ухода в дефолт, то есть какой шанс, что человек вдруг решит, что он не будет платить, и соответственно МФО потеряет деньги.
Суммируя все показатели, на выходе получают так называемый скоринговый балл. Если он является «проходным», то есть превышает минимальный установленный порог для получения одобрения, принимается положительное решение, а заемщик получает уведомление — «Ура, ваш займ одобрен!». Если баллов немного не хватает, могут несколько снизить запрошенную сумму, чтобы избежать слишком сильной закредитованности.
Если вскроются какие-либо несоответствия в предоставленной информации, расхождение с реальностью, или если имеет место быть сильно подпорченная кредитная история, большое количество допущенных просрочек, неаккуратное погашение задолженностей и безответственное финансовое поведение, то согласно регламенту, принятому в каждой МФО, заемщик получает отказ. Что с этим делать, мы разберем в следующих статьях. А подробнее обо всех нюансах работы микрофинансовых организаций можно прочитать на онлайн-сервисе Навыдаче.ру.