Панорамы Кисловодска

 Роль панорам и визуальных связей в формировании особенностей Кисловодска

Продолжая развивать столь сложную тему, обозначенную в заглавии, хотелось бы отметить важность восприятия тех идей и подходов, которые я отчасти пытался уже изложить в некоторых работах (см., например, КМВ Экспресс, № 44 (229), 20 ноября, 2018 г.). Несмотря на существующие трудности, и в этой небольшой работе преследуется только одна цель: пытаться внушить каждому, от которых зависит судьба нашего курорта, значение поднимаемых вопросов, имеющих прямое отношение к проблемам курорта. Исследования показывают, что только знание истории существования Кисловодска с фиксациями его образных составляющих (включая панорамы) способствует формированию более зрелых подходов в любой деятельности на курорте, когда каждый обязан руководствоваться известным принципом «не навреди».

Несмотря на то, что вся наша история была наполнена ограничениями, запретами или регламентами, весь курорт развивался и с определенными перекосами. Еще в советские времена некоторые ведомства расширяли свои полномочия и воздействовали на курорт без учета его ограниченных ресурсов. Тем самым, ведомственные интересы в пределах курорта вступали в противоречия с общегосударствеными. Негативные воздействия на природную среду Кисловодска отражены были различными специалистами и в прошлом. Эти же проблемы обнаруживают свое место и в новейших публикациях, например, в журналах «Наука и жизнь» (2015, № 11, с. 76, 77) и «Градостроительство» (2016, N 2, сс. 20-34).

 В наших условиях значение специфики строительной и хозяйственной деятельности возрастает еще резче. Разрастаясь до пределов большого города, Кисловодск раздвинулся до естественных границ своей же природы, той самой долины, в которую он вписан. Нарушая не редко все мыслимые ограничения, предписания, касающиеся охранных зон территорий, мы тем самым переступаем черту, после которой вопросы качества курорта могут уже и не стоять.

 Как это не странно прозвучит, но именно панорамы старинного Кисловодска отражают расцвет того курорта, в котором творческое и деятельностное не противостоит его уникальной природе. В этом отношении особенно показательны исторические панорамы курорта, раскрывающие картины его подъема и полноценного становления.

Преодолевая период тотального забвения страниц прошлого, который длился без малого почти столетие, интерес к исторической архитектуре стал возрастать к надвигающемуся новому юбилею — к 200-летию и курорта и всего региона Кавминвод (столетие которого отмечалось в 1903 году). Сформировавшийся облик Кисловодска уважаемыми специалистами увязывался и с особенностями курортной архитектуры и с эпохой «серебряного века» России (см.: Э.А. Жатькова, Б.М. Мержанов. Курортная архитектура Кисловодска // Жилищное строительство, 2003, №4, с. 16-18). Другая важная работа, изданная НИИТАГ РААСН (Москва) как бы точь в точь к упомянутому юбилею, посвященная русскому градостроительному искусству, выделяет новые типы поселений, включая курорты Кавказа и Крыма (Градостроительство России середины Х1Х – начала ХХ века. Города и новые поселения. Книга вторая. Под общей ред. Е.И. Кириченко. М., 2003). Исторический облик Кисловодске был представлен известными публикациями издательства СНЕГ (Пятигорск), в которых иллюстрациям здравниц уделено большое внимание (см.: С.В. Боглачев, С.Н. Савенко. Архитектура старого Кисловодска. – Пятигорск, 2006, и посл. переиздания).

К числу наиболее привлекательных кисловодских панорам в истории курорта относятся те, которые фиксируют результаты строительной деятельности, связанной, например, с прокладкой железной дороги к самому центра курорта. В которых демонстрируется комплекс возведенных зданий искомой (конечной) станции «Кисловодск» и грандиозного здания Курзала. Эта же ценнейшая панорама раннего Кисловодска, получившего статус города к столетнему юбилею (1903 г.), дополняется и застройкой дачными строениями состоятельных сословий или предпринимателей. Здесь выделяются те фрагменты или виды, зафиксированные камерами различных фотографов, которые эффектно раскрывались с северных склонов горы Крестовой еще в первой половине ХХ в. Именно отсюда виднелись 2–3 этажные дачи, построенные местными архитекторами Э.Б. Ходжаевым и братьями Семеновыми. Но как это ни странно, и основной корпус Курзала и ряд дач привокзального района подверглись десятилетия спустя различным воздействиям грубой реконструкции в виде надстроек, пристроек, изменивших их первоначальный облик. Особняки Семеновых были снесены под самое основание уже в начале нового века. Тем самым, одна из уникальных, запечатленная фотографами картина, отражавшая важную страницу в истории здравницы со всеми особенностями визуальных связей действительно сформированного архитектурного ансамбля, оказалась деформированной.

Ребровая балка

Остановим же наше внимание на еще одной, не менее важной и необычной панораме, которую фиксировали с соседнего склона той же, еще не обросшей лесом горы Крестовой — северо-восточного. Именно отсюда, раскрывались сюжеты, которые иначе как Кисловодскими не назовешь. По насыщенности архитектурных форм и разнообразию решений гармонично увязанных объектов и неповторимого рельефа местности обнаружить где-либо подобное просто невозможно. Несколько фотографий начала ХХ в. демонстрируют состояние, когда внизу справа вырисовывается постройка начала XX века Лекарева, превращенная в отель «Ретвизан». И если, в тот самый еще период, когда боковой фасад отеля, обращенный к вокзалу, как и «задний» — западный с выносом больших балконов, позволяет нам полнее улавливать пространственные связи между различными объектами кирпичной архитектуры, то позднее, спустя десятилетия, прочитывать полноту замысла упомянутого выше зодчего Ходжаева становится все труднее. Тем не менее, уцелевшие фотографии, выполненные из различных точек обзора, иллюстрируют столь значительное число добротно разработанных объектов, что все они наглядно вписываются в неповторимые картины застройки курорта в истории всего нашего Отечества.

Тем не менее, раскрытие особенностей панорам было бы не неполным, если не касаться того факта, что весь этот неповторимый ансамбль форм окаймляет гряда кисловодских гор, притягивающих к себе все большее число приезжих и отдыхающих. Еще незастроенные склоны гор являли взору человека свою первозданность и особенную теплоту. И красивейшее по своей компоновке со скальными выступами и обрывами Георгиевское плато (горка), расположенное ныне в сердцевине курорта, которое не было еще застроено, придавало всей картине обозрения особенное очарование. Изучение кисловодских реалий способствует раскрытию новых феноменов, среди которых архитектурные ландшафты курорта занимают особенное место. Они не сопоставимы с любыми другими картинами, утрата которых является невосполнимой потерей, взывающей будоражить нашу память. Именно поэтому трудно согласиться с той современной «методикой строительства, когда объекты лепятся друг к другу, разрывая присущие Кисловодску пространственные связи между историческими постройками и памятниками природы. Деформируются или исчезают видовые площадки, не только построенные по замыслу архитекторов, но и естественных происхождений, как, например, на Серых камнях или на выступах закрытого для проходов ныне Георгиевского плато. Разрушаются ныне и былые пространственные связи с пейзажами окрестностей. И «Синие камни», напоминающие исстари о воздействиях глубинной прохлады из расщелин скал при восходе солнца, начинают утрачивать свою эту волшебную функцию при восхождении к высотам национального парка. Над ними ныне господствуют не только шашлычные, но и громады новостроек, подпирающих и Небо и все те склоны, которые окаймляют всеми любимый НАШ Кисловодск.

 С.А. Маилов

Загрузка...

Предыдущая запись

Следующая запись

Оставьте комментарий

1 × один =